ИнфоЛюберцы – 07 июл. Факты закулисья создания фильмов о Великой Отечественной войне, сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы со ссылкой на media.mts.ru
«Любопытно узнать некоторые факты создания любимых кинозрителямифильмов о Великой Отечественной войне. Многие из них мы знаем наизусть. «Макарыч! Принимай аппарат!», «А вас, Штирлиц, я попрошу остаться» — эти и другие фразы стали достоянием не только кинематографа, но и всей русской культуры.
«В бой идут одни «старики»», 1974 год. режиссёр Леонид Быков
«В бой идут одни «старики»»- редкий для военного кинематографа фильм, в котором не драма, не комедия, а «всё как было». Причём как было не просто по мнению экспертов-историков, а по словам трижды Героя Советского Союза лётчика Александра Покрышкина, лично сбившего в боях 59 вражеских самолётов. Прочитав сценарий будущей картины, Покрышкин, тогда уже бывший маршалом, лично распорядился выдать режиссёру ленты Леониду Быкову пять настоящих самолётов времён Второй мировой.
Съёмки кино о «поющей эскадрилье» проходили трудно: сперва советские киночиновники никак не хотели утверждать «недостаточно героический сценарий», потом отказывались согласовать на роль Макарыча фронтовика и дважды кавалера ордена Славы Алексея Смирнова. Но Быкову удалось преодолеть всё, и фильм вышел на экраны. Получился он, как и задумывалось, лёгким, весёлым и в то же время лиричным и глубоким. Есть там и залихватская «Смуглянка», и пронзительная финальная сцена у могилы Маши и Зои. Но главное, что в фильме «всё как было», и это особенно важно сегодня, когда людей, видевших войну своими глазами, остаётся всё меньше.
«Они сражались за Родину», 1976 год, режиссёр Сергей Бондарчук
Кино большого режиссёра, по книге большого писателя, с актёрским составом, за возможность поработать с которым любой кинодел не раздумывая отдал бы многое. Шукшин, Тихонов, Бурков, Никулин и другие громкие имена, вплоть до эпизодов. Снимали фильм о героическом подразделении, не дающем немцам захватить переправу, в местах реальных событий. Для съёмок бывшее поле боя пришлось разминировать, а когда-то сожжённый фашистами хутор отстроить заново и снова сжечь.
Съёмки потребовали четырёх месяцев непрерывной работы и пяти тонн тротила, бутафорские взрывы в фильме делались при помощи настоящей взрывчатки. 2 октября труппу постигло несчастье — скончался исполнитель главной роли Василий Шукшин. 1 октября выдался особо тяжёлый рабочий день, а после него группу актёров пригласили попариться в бане, — сердце Василия Макаровича не выдержало нагрузки. Доснимали уже с дублёрами. В результате вышло полынно-горькое кино, которое после просмотра ещё долго скрипит на зубах окопным песком и слезит глаза пороховым дымом.
«Семнадцать мгновений весны», 1973 год, режиссер Татьяна Лиознова
Легендарный советский сериал о разведчике Штирлице. Когда-то он казался невероятно длинным, но сегодня, в век сериалов, один сезон из 12 серий — не такой уж большой хронометраж.
Трудно поверить, но Вячеслав Тихонов на роль Штирлица попал случайно, до этого снимать планировали либо бывшего гайдаевского Бендера — Арчила Гомиашвили, либо Олега Стриженова. Однако Стриженов был занят в театре, а судимый Гомиашвили не подошёл по идеологическим соображениям. В результате роль досталась Тихонову, и другого Штирлица представить уже невозможно. А вот Гитлера должен был играть Леонид Куравлёв, но актёр, по собственным словам, «этого антихриста не осилил» и фюрером стал немецкий актёр. Пришлось Куравлёву быть эсэсовцем Айсманом.
«28 панфиловцев», 2016 год, режиссёры: Ким Дружинин, Андрей Шальопа
Так уж вышло, что военные фильмы, снимаемые в 2000-е, особой любви у россиян зачастую не находят. Фильм о подвиге двадцати восьми панфиловцев — счастливое исключение: зрителям приглянулся уже трейлер ленты, после чего будущим авторам удалось собрать с помощью краудфандинга немалую сумму в 35 миллионов рублей. Эти деньги составили четверть бюджета будущей картины.
Несмотря на то, что режиссёры особенно тщательно следили за достоверностью и историчностью происходящего, снимать бой у разъезда Дубосеково пришлось в другом месте. Сегодня там выросли жилые кварталы, и жечь пиротехнику пришлось в Ленинградской области. В результате получился жёсткий, мрачный и реалистичный фильм о горстке героев, сдерживающих немецкие танки на подступах к столице.