ИнфоЛюберцы – 25 апр. На днях исполнилось 100 лет со дня рождения Марии Васильевны Талалай – старейшей учительницы школы № 53, сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы.
«Педагогический стаж М.В. Талалай – почти 70 лет. Всю жизнь она проработала учителем начальных классов, выпустила три поколения учеников, научила читать и писать больше 6 000 человек, была избрана земляками депутатом», — рассказывает краевед Надежда Лымарь.
М.В. Талалай – ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда. Награждена пятью медалями и множеством грамот от руководства школы, исполкома поселкового Совета, Люберецкого гороно, от министерства просвещения.
Родители приехали на фабрику до революции
…Мария Васильевна Талалай была шестым ребенком в семье Прокофьевых. Её родители – отец Василий Семенович и мать Анастасия Герасимовна приехали на фабрику ещё до революции 1917 года, когда им было по 15 лет, там же познакомились, и когда исполнилось по 18, поженились. Они работали на Старогоркинской мануфактуре, так тогда называлась фабрика, которой в то время владели фабриканты Шорыгины.
Отец работал помощником мастера, мама – ткачихой. Первое время они жили в шорыгинском корпусе на Старом дворе. Работа на фабрике была нелегкой, но И.П. Шорыгин, будучи передовым человеком своего времени, старался облегчить условия жизни своих рабочих. Он ценил старательных и умелых работников. К числу таких рабочих относился и отец моей первой учительницы. Поэтому, когда в 1910 году встал вопрос о заселении нового дома, построенного Шорыгиным, что находился на улице Новая, д. 3 , вместе с инженерно-техническим составом в новый дом въехала и многодетная семья поммастера Прокофьева.
Рядом были построены конюшни и погреба. Все это – и жилье, и дворовые пристройки были переданы рабочим в безвозмездное пользование. Тогда же, в 1910 году, были построены социально значимые объекты: жилые кирпичные корпуса и деревянные дома, водокачка, баня, больница с отдельными строениями, такими как роддом, поликлиника и два госпиталя, морг. В 1915 году для детей рабочих была выстроена школа из красного кирпича. Семья Прокофьевых приняла революцию, они остались работать на фабрике. После 1917 года в семье появилось ещё трое детей – Маша, Лиза и Софья.
Дружная семья – и дома, и в школе
Семья была на редкость дружная. Мать была человеком добрейшей души. Всем старалась помочь. Наверно, от матери маленькой Маше перешли её лучшие душевные качества. После восьмилетки Мария Васильевна поступила на педагогические курсы при Раменском гороно. После этого её направили на учёбу в Егорьевский педагогический техникум. Затем распределили в Кошеровскую начальную школу, что находилась близ Гжели. Войну встретила в г. Кошеров. По стечению обстоятельств там, на железной дороге, перед отправлением на фронт располагалась воинская часть, где начальником штаба был старший лейтенант Анатолий Сергеевич Талалай. Они познакомились и в том же 1942 году поженились. Муж ушел на фронт, она вернулась к родителям и устроилась в Балятинскую школу.
После занятий вместе с учениками мастерили торфяные горшочки для подсобного хозяйства, где выращивались овощи для больницы, детских садов. Вместе с ребятами лепили торфяные брикеты, потом сушили их, чтобы зимой отапливать школу.
Муж вернулся с фронта весь израненный, грудь в орденах и медалях, служил в десантных войсках II Украинского фронта. Во время службы получил много благодарностей от командования и даже от Главнокомандующего И.В. Сталина. После войны устроился на фабрику, потом завхозом в школу.
Каждый день покупала ученику котлету
Бывший ученик Юрий Косов вспоминал, как он, сирота, жил в бараке со старенькой бабушкой. Жили очень бедно, всегда хотелось есть, на переменках стоял в буфете в сторонке и смотрел, как наша буфетчица продает котлеты с кусочком черного хлеба. Однажды Мария Васильевна заметила, как он глотал слюну, глядя на счастливчиков. С тех пор она каждый день на переменках покупала ему котлетку с хлебом. А когда в школу пришла единственная путевка в «Артек», а право получить её мог только лучший ученик, Мария Васильевна убедила всех, что послать нужно отличника Юру Косова, хотя претендентов было довольно много. Юра, убеленный сединой, вспоминал, как Мария Васильевна за него хлопотала, собирала его на юг, наставляла, как мать.
Удивительно, что она всегда помнила по имени всех своих учеников.
Однажды в разговоре со мной она сказала: «Если бы пришлось начать все сначала, я выбрала бы школу. Когда я слышу детский смех, у меня душа ликует и поет».