Рейсовый автобус, в котором детская команда по акробатике возвращалась в Нефтеюганск с соревнований, под Ханты-Мансийском столкнулся с грузовиком и двумя легковыми машинами. В результате ДТП погибли 12 человек: 11 юных спортсменов и один взрослый. Следствием установлено, что перевозка детей проводилась с нарушениями. Возбуждено уголовное дело. «Лента.ру» попробовала разобраться, что именно было сделано не так и существуют ли реальные меры, позволяющие максимально обезопасить детей на российских дорогах.
Днем в воскресенье, 4 декабря, на 926-м километре трассы Тюмень — Ханты-Мансийск водитель автобуса, в котором находились 29 подростков в возрасте от 12 до 14 лет и двое взрослых, потерял управление и на большой скорости столкнулся с грузовиком. Такова версия следователей. В это же ДТП попали две легковушки.
По имеющимся данным, в столкновении пострадали только те, кто находился в автобусе. Первоначально сообщалось о семи погибших, затем количество жертв увеличилось до девяти — спасателям пришлось приложить немало сил, чтобы разобрать груду металла, в которую превратился автобус.
На место стянули все свободные наряды скорой помощи. Из-за того, что практически в то же время под Ханты-Мансийском произошло другое крупное ДТП с пятью погибшими и десятью пострадавшими, часть сил экстренных служб сперва направили туда.
Один из подростков
Некоторые подростки получили тяжелые комбинированные травмы, требующие высокотехнологичного лечения. Водитель автобуса выжил и также находится в больнице. Однако следователи утверждают, что это не повлияет на избрание меры пресечения: в скором времени он будет заключен под стражу.
По факту ДТП возбуждено уголовное дело по двум статья УК: о нарушении ПДД, повлекшем смерть двух или более лиц (часть 5 статьи 264), и об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (часть 3 статьи 238). На помощь местным следователям по указанию главы СКР Александра Бастрыкина выехали сотрудники центрального аппарата ведомства.
«Следователи регионального СК России установили, что трансфер детей не был должным образом согласован и следовал без обязательного при подобных маршрутах сопровождения», — отметила представитель СКР Петренко.
Согласно требованиям, закрепленным в постановлении правительства, принятом в 2013 году, организованная перевозка детей допустима только при оформлении необходимой документации и после согласования с ГИБДД. В постановлении прописано все: требования к автобусу и водителю; к маршруту следования и предпринимателям, работающим в местах, где предполагаются остановки.
В данном же случае, речь, похоже, идет об обычном междугороднем рейсовом автобусе, курсирующем между Ханты-Мансийском и Нефтеюганском, что абсолютно противоречит правилам. Данных о пассажирах, не связанных со спортивной командой, нет, а это означает, что все билеты на рейс были выкуплены организаторами перевозки.
«Нужно соблюдать не только правила дорожного движения, но и правила перевозки, принятые правительством, — заявил «Ленте.ру» председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. — Там четко прописано, как должен проходить инструктаж, как выбирать водителя, какое предприятие должно везти. А если больше двух автобусов — ГИБДД должна их сопровождать. Но иногда мы видим, что ответственные люди, которые везут детей, не хотят быть ответственными».
Учитывая, что под Ханты-Мансийском в тот день была не одна крупная авария, о чем говорилось выше, среди прочих версий следователи проверяют влияние «иных сопутствующих обстоятельств»: плохой видимости и сложных погодных условий. О техническом состоянии автобуса информации пока нет.
Владимир Путин выразил соболезнование семьям погибших в результате аварии в Ханты-Мансийском автономном округе и поручил оказать всю необходимую помощь пострадавшим, в том числе по линии Минздрава. Об этом
Президент заслушал доклад министра здравоохранения Вероники Скворцовой о принимаемых мерах и поручил Минздраву обеспечить медицинскую помощь пострадавшим на должном уровне.
Как заявили в Департаменте общественного здоровья и коммуникаций Минздрава России, Вероника Скворцова сегодня же вылетит в Ханты-Мансийск. По словам директора департамента Олега Салагая, министр будет на месте координировать организацию помощи детям, пострадавшим в ДТП.
Серьезные ДТП с участием пассажирских автобусов происходят в России с периодичностью до двух раз в месяц.
12 ноября в Омской области у населенного пункта Покровка пассажирский автобус столкнулся с машиной инкассации. В результате пять человек погибли, еще двое были госпитализированы с травмами средней тяжести.
9 ноября при столкновении рейсового автобуса с легковушкой на трассе в Кемеровской области погибли четыре человека.
30 октября из-за неисправных тормозов водитель автобуса в Дагестане совершил наезд на трех детей, переходивших дорогу по «зебре». Девочки двенадцати, одиннадцати и пяти лет от полученных травм скончались.
14 октября междугородний автобус столкнулся с автовозом на 8-м километре автодороги Беслан — Владикавказ в Северной Осетии. Пять человек погибли, пострадали 27, в том числе четверо детей.
Наиболее трагичной по количеству жертв за последние два года стало ДТП, произошедшее 24 июня 2015 года под Омском. Автобус с сотрудниками птицефабрики выехал на встречную полосу и столкнулся с «КамАЗом». В результате 16 человек погибли и 11 пострадали.