Российский продюсер, генеральный директор киностудии «КИТ» Джаник Файзиев заявил, что убыток от просмотра пиратских копий составляет от 40 до 70 млрд рублей в год. Файзиева поддержал кинорежиссер, продюсер, сценарист Сергей Сельянов, сказав, что было бы правильно ввести уголовную ответственность за камкординг (съемку на смартфон в кинотеатрах). Министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что надеется на помощь Дмитрия Медведева в борьбе с нелегальным контентом в интернете, т.е., с пиратством. А вообще разговор на пресс-конференции 13 марта шел об успехах российского кинематографа и новых законодательных инициативах минкульта в сфере кино.
Продюсер, сценарист, генеральный директор киностудии «КИТ» Джаник Файзиев:
— Знаете, чем отличаются мейджоры (наиболее крупные и влиятельные киностудии) от независимых производителей? Большие и сильные мейджоры, по крайней мере иностранные, тратят на фильм столько денег, сколько нужно, пока не получится. А независимый производитель снимает ровно на столько, сколько у него есть денег. И сегодня для того, чтобы дать зрителю изобразительное разнообразие, киношникам нужно выезжать из Москвы. Но денег на экспедицию в бюджете независимых производителей практически нет. И киношники не понимают, что выбрать: или экспедицию, или качественный свет, или известных артистов. При этом аудитория любого фильма, даже плохого, увеличивается в десятки раз, если добавить зрителей, которые посмотрели его в интернете. До 20 миллионов скачиваний бывает на успешные российские фильмы. Но монетизировать эти скачивания невозможно. Убыток, который наносит пиратство нашей киноиндустрии, составляет от 40 до 70 млрд рублей в год. Представляете, какие деньги могли бы работать в кинопроизводстве? А ведь в советское время кинопроизводство было вторым по доходности в бюджете страны. Сегодня потребность в российском кинопродукте существует, и она гораздо выше, чем мы можем себе это представить. Если вы посмотрите рейтинги скачиваний на You Tube или Rutube, то увидите, что российские фильмы всегда входят в первую тройку. И в этом смысле недооценить вопросы борьбы с пиратством просто невозможно. Это крайне важно для развития российского кино.
Режиссер, продюсер, сценарист Сергей Сельянов:
— Чем выше успехи российского кинематографа, тем больше требуется обустроить законодательно эту площадку. Если наше кино хотят видеть на западе, значит, мы из себя что-то представляем. Мы – большая кинематографическая держава с большими традициями. Что-то – в прошлом, но мы надеемся, что еще больше в будущем. Кино в мире – как оно существует – во многом создано российскими и советскими режиссерами. Еще пять лет назад российское кино не присутствовало на международных рынках. А сейчас наши лучшие фильмы продаются в десятки стран мира – это такой маячок, который говорит о возросшем качестве. По поводу пиратства цифры оглушительные. Минкульт активно продвигает антипиратские законы, а мы – ассоциация продюсеров кино и телевидения – это дело поддерживаем и тоже прилагаем много усилий. Еще пять лет назад IT-индустрия кричала: как вы смеете посягать, где свобода слова? Теперь они как бы с нами согласились, демагогии больше нет. Законодателям придется заняться всеми, кто наживается на пиратстве, включая поисковики. Поисковики сегодня являются главными наводчиками на краденое. А еще сюда нужно добавить уголовную ответственность за камкординг (съемку в кинотеатрах). То, что раньше называлось «тряпкой» (экранной копией), сегодня переживает второй расцвет, ренессанс. Еще несколько лет назад мы не обращали внимание на такие копии, снятые с головами зрителей, с плохим звуком. Но сейчас развитие гаджетов достигло новых высот, и все это, но уже в хорошем качестве, наводняет интернет. А ответственности за это никакой нет. Это безобразие, бандитизм и разгул. Вот так мы и живем.
Министр культуры РФ Владимир Мединский:
— Наша киноиндустрия показывает рекордные темпы роста. Минкульт хочет предложить ряд поправок в законы и нормативные акты, которые помогут развиваться киноиндустрии, решать вопросы соблюдения авторских прав. Одна из задач – борьба с пиратством. Огромное количество нелегального контента в интернете наносит отрасли огромные прямые убытки. Министерство культуры внесло в правительство проект изменений в Федеральный закон об информации, информационных технологиях и защите информации, благодаря которым мы хотим решить три основные проблемы – сократить срок принятия судебного решения по нарушителям, дать возможность кинокомпаниям-правообладателям напрямую обращаться к провайдеру или владельцу хостинга с требованием удаления незаконного контента и сократить количество анонимных сайтов, ввести перечень информации, которую владелец сайта обязан размещать о себе. Огромное количество сайтов с пиратским контентом продолжает работать из-за того, что законодательство не возлагает ответственности на поисковые системы, и поисковики отказываются от принятия технических мер для блокировки ссылок, ведущих на нелегальные сайты. 15 марта должен состояться правительственный Совет по кинематографии, который возглавляет Дмитрий Анатольевич Медведев. С учетом того огромного внимания, которое лично премьер уделяет вопросам развития киноотрасли, и в общем-то успехи киноотрасли являются в значительной степени результатом внимания правительства к этим вопросам. Мы ожидаем от Совета новых серьезных решений и дополнительных мер по поддержке движения вверх нашего кино.