ИнфоЛюберцы — 22 ноя. На 92 году ушла из жизни Лидия Ивановна Хижная, жительница городского поселения Октябрьский, журналист, краевед, сообщила городскому сайту ИнфоЛюберцы председатель общественной организации «Дети войны в Октябрьском», краевед Надежда Лымарь.
«Лидия Ивановна Хижная родилась в семье служащих в городе Спасске Рязанской области, там же с золотой медалью окончила 10 классов.
Лидия Ивановна стремилась к знаниям, и как только появилась первая возможность, в 1943 году поехала в Москву поступать в Московский текстильный институт на факультет экономики. В 1947 году она его окончила, получив диплом экономиста широкого профиля текстильной и легкой промышленности. Будучи еще студенткой, она проходила производственную практику на фабрике имени Октябрьской Революции в поселке Октябрьский. Сразу же после окончания института Лидия Ивановна была направлена на фабрику уже на постоянную работу, на должность экономиста прядильного производства. По направлению парткома фабрики работала в Раменском городском комитете ВЛКСМ, затем вернулась на прежнее место работы», — рассказывает Надежда Лымарь.
По ее словам, вскоре руководство фабрики направило Лидию на учебу, на высшие курсы легкой промышленности Министерства высшего образования (приравнивается к аспирантуре). После окончания высших курсов в порядке перевода она была зачислена в Главтекстильторг текстильной промышленности РСФСР на должность старшего экономиста.
Потом, в связи с упразднением Главтекстильторга в Российскую Республиканскую контору Министерства текстильторга, ей пришлось вернуться на фабрику. К сожалению, вакансии экономиста в это время не оказалось, и Лидии предложили работу в редакции многотиражной газеты «Знамя Октября».
«Пять лет Лидия Ивановна трудилась на литературном поприще, заслужив уважение и почет среди коллектива фабрики. Затем она была переведена в отдел труда и зарплаты фабрики имени Октябрьской Революции на должность старшего инспектора, затем на должность начальника планового отдела, где и проработала до самой пенсии.
Работая в редакции, она открыла в себе литературные способности, старожилы хорошо помнят её статьи об истории фабрики в областной газете «Ленинское знамя», а также в «Люберецкой правде». Лидия Ивановна с присущей ей любознательностью скрупулезно собирала сведения о поселке и фабрике. Все свои авторские заметки, оставшиеся документы и фотографии из сгоревшего Музея Славы ветеранов войны она долгие годы бережно хранила, дожидаясь своего часа. И он настал», — продолжает Лымарь.
Лидии Ивановне было уже довольно много лет, когда она поняла, что не имеет права оставить без внимания эти бесценные документы. После смутных событий 90-х годов, когда фабрика пережила банкротство и была закрыта, жизнь в поселке изменилась, вся уникальная история поселка и фабрики могла исчезнуть навсегда.
Ей исполнилось 86 лет, когда она приняла твердое решение на основе достоверных документальных данных написать книгу на память потомкам. Превозмогая физическую боль и душевные травмы, которые свалились на плечи этой мужественной женщины, она совершила самый настоящий гражданский подвиг. В течение последующих двух с половиной лет, в преклонном возрасте, прикованная к постели, она сумела по крупицам собрать все самое ценное и интересное — из газетных статей, из обрывков листочков, из старых фотографий, из разговоров со старожилами поселка, из воспоминаний… в одну книгу.
«Собрав последние силы, она написала замечательную документальную эпопею о жизни фабрики имени Октябрьской Революции, начиная от времен фабрикантов Шорыгиных, основателей Старогокинской мануфактуры вплоть до закрытия фабрики, охватив почти столетний (!) период её существования. Безусловно, огромную помощь оказал сын, Игорь Хижный, который был её соратником, сподвижником, первым читателем и, конечно, редактором. Этот удивительный семейный дуэт – мать и сын Хижные, не обращая внимания на невзгоды и трудности, досужие разговоры, сумели создать это замечательное произведение, которое по праву должно занять достойное место в школах и библиотеках г.п. Октябрьский и Люберецкого района», — дополнила Надежда Лымарь.
В 2014 году книга была издана. К сожалению, до массового читателя она не дошла – её тираж составил всего 10 экземпляров… Последние годы жизни были наполнены надеждой ожидания, что найдется какой-нибудь спонсор, и её детище, произведение, так нужное людям, наконец-то найдет своего читателя. К глубокому сожалению, люди все ещё не осознали ценность этой книги. Пройдет время, и потомки поймут, какое литературное достояние оставила нам Лидия Ивановна Хижная.
Склоняем голову перед её светлой памятью и благодарим за тот великий труд, который она проделала в течение своей земной жизни.
………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Отрывки из книги «Посёлок Октябрьский. История. Люди. События»
…Первое упоминание о нашем посёлке относится к XIV веку. В отделе археологии Исторической библиотеки г. Москвы на одной из старых карт
окрестностей Московии XIV века надпись – «Балятино», а ниже слева — на южной окраине поселка – «Балятинский курганный могильник», в сноске – «Древнее захоронение вятичей»…
Итак – в нашем крае шесть столетий назад жили вятичи и уже тогда одним из их поселений было Балятино. А что означает это название? Не от слова ли болото, болотистая местность оно произошло? Болотино раньше, потом Балятино? Ведь и в наше время северо-восточней поселка вдоль правого берега реки Пехорки и на его южной окраине места заболоченные…
……………………………………..
Наш посёлок, Жилино, Часовня – имели постоялые дворы и трактиры. Расположенные на Астраханском тракте, по которому в Москву постоянно шли обозы с продовольствием и другими товарами, здесь, как правило, останавливались на последний перед Москвой ночлег, ямщики, чтобы отдохнуть самим и накормить и дать отдых лошадям. В посёлке говорили, что эти места из-за частых грабежей пользовались дурной славой.
Случайно этому нашлось подтверждение. Зам. директора по хозяйственным вопросам Е. Е. Илларионова как-то рассказывала мне, что один из жителей посёлка предложил фабрике купить у него длинную тяжёлую цепь. Он перестраивал свой дом и рабочие, снимая грунт, под фундаментом наткнулись на камеру пыток: там были заржавевшая длинная цепь, перекрывавшая, видимо, дорогу для остановки обозов, и несколько приспособлений для пыток.
…………………………………………………
В начале XVIII столетия земли в округе реки Пехорки (в том числе и Балятино) были жалованы Петром I своему вельможе Александру Меншикову. Позднее царь решил построить здесь Палашный завод (палаш — сабля конника), и в 1712 г. с иноземцем, шпажных дел мастером Люботеем, был заключен контракт на производство палашей.
………………………………………….
После смерти в 1860 г. И. М. Шорыгина дело продолжили его жена и три сына – Тихон, Кузьма и Евгений, а позднее в 1865 г. руководство было передано старшему сыну Тихона – Полиевкту. Он отличался огромным трудолюбием и природной смекалкой.
В 1870 г. в селе Горки Владимирской губернии П. Т. Шорыгин строит фабрику на 1300 механических ткацких станков. Все ручное производство при этом было ликвидировано. Фабрика называлась теперь “Товарищество Горкинская Мануфактура (Шорыгин и сыновья)”.
…………………………………………….
Однажды летом 1998 г. звонит мой домашний телефон. «Здравствуйте. С вами говорит правнучка хозяина вашей фабрики Полиевкта Тихоновича Шорыгина журналист, поэт Татьяна Шорыгина. Вчера я участвовала в сборном концерте в Люберецком ДК и кто-то из зрителей, после моего выступления, спросил, не родственница ли я бывшему хозяину нашей фабрики Шорыгину. Приехала уточнить, так как ничего не знаю о фабрике и её хозяевах и слышу об этом впервые». Удостоверившись, что они родственники, она ещё несколько раз мне звонила, попросила подарить фотографию Полиевкта Тихоновича. Я подарила и попросила рассказать что-то, что она узнает у матери о быте семьи Шорыгиных-старших. Она пообещала, потом прислала письмо.
Из письма Татьяны Андреевны Шорыгиной – правнучки Полиевкта Тихоновича Шорыгина: «Как и многие купеческие династии России, семья Шорыгиных была старообрядческой. Твёрдая вера, соблюдение обрядов и земное дело – эти три постулата лежат в основе жизни большой семьи.
В семье Полиевкта Тихоновича было четверо сыновей и дочь.
………………………………………….
В 1915 году братья Шорыгины построили в посёлке школу.
В Министерстве народного просвещения Российской империи школа числилась и финансировалась как Михневское 2-х классное училище. Училищу было присвоено имя члена семьи фабрикантов М. А. Шорыгиной. Накануне учебного 1917-18 гг. в школе было пять классов с общим числом учеников около 200 человек. При школе было портновско-белошвейное ремесленное отделение, и столярно-токарное отделение.
…………………………………………….
1921 г. в истории фабрики – год особенный. 13 февраля текстильщики фабрики встречались с В. И. Лениным.
Услышав мельком во время приёма разговор об охоте (Я. Э. собирался в воскресенье поехать поохотиться в окрестности города Клина) Родионов предложил ему поохотиться намного ближе – в нашем Баулинском лесу. Там жил бывший егерь И. П. Шорыгина, опытный охотник Фёдор Фёдорович Рязанцев, он мог бы организовать охоту. Возможность поохотиться ближе к Москве т. Рудзутака заинтересовала. Он попросил Я. А. Родионова организовать охоту на ближайшее воскресенье. (В Баулинском лесу можно было подстрелить не только зайца, но и лису).
На охоту приехали двое. Ян Эрнестович застрелил и лису и зайца.
«…И на неделе (после охоты) на фабрику пригнали два вагона хлопка…» – из воспоминаний Ф. Ф. Рязанцева.