Фото: Денис Трудников
Наш корреспондент встретился с Анной и задал ей ряд вопросов.
— Анна, самый первый и самый важный вопрос: среди тысяч профессий вы выбрали нелегкую учительскую долю. Почему? Родились в учительской династии?
— Вовсе нет. Мои родители были простыми сельскими тружениками. А вот бабушка Анна Ивановна…
— В честь которой Вас и назвали?
— Да. Так вот бабушка была учителем русского языка и литературы. Я ее обожала! И именно влияние дорогого для меня человека послужило основой моего выбора профессии. Причем с детства.
— «В школу» с куклами играли?
— А как же! (улыбается). Когда я сама еще была дошкольница, уже представляла себя учительницей, которая ведет урок у внимательных и прилежных учеников. И те ловят каждое мое слово. В общем, тяга к учительству не давала мне покоя с самых юных лет.
— А представляли себя строгой или доброй учительницей?
— М-м…Пожалуй, строгой.
— И когда тяга к учительству оформилась в осознанный выбор профессии?
— К девятому классу. И я из своего родного села Бигильдино, что в Липецкой области, отправилась в город Лебедянь и поступила там в педагогический колледж.
— Нравилось учиться?
— Очень! Мне повезло – у меня были прекрасные педагоги, которые дали мне не только крепкие знания, основы методики преподавания, но и научили тому, чего нет ни в одном учебнике – как стать хорошим учителем и найти ключ к детским сердцам.
— Вот почему-то мне кажется, что Вы окончили колледж с красным дипломом. Верно?
— Да, с красным дипломом. И без экзаменов в 2007 году поступила в Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина. Там, кстати, на первом курсе познакомилась со своими будущим мужем Алексеем. Помню, между нами мгновенно пролетела искра, и оба поняли, что поиск счастья завершен. Впрочем, до свадьбы еще было далеко. Алексей тоже был студентом. Но что-то пошло не так, и он бросил учебу в университете. Заявил, что педагогика – не его призвание, что он хочет быть военным. А через полгода Алексея призвали на срочную службу в армию, во Владимирскую область.
— А вы его ждали?
— Конечно. Несколько раз ездила к нему. Так пролетели два года. Мой жених остался служить в той же Владимирской области контрактником. И когда я окончила университет, переехала к нему в офицерское общежитие. Вскоре мы поженились.
— Вам же нужно было работать по профессии?
— В школу устроиться не удалось, работала воспитателем в детском саду.
— Но это ведь совсем не то?
— Да. Там другая специфика. И я тосковала, хотя и старалась этого не показывать. Хотелось преподавать в школе, в начальных классах, применить в жизни полученные в университете знания. В саду я отработала пять лет, и тут в войсковой части, где служил муж, начались перемены. Алексей попал под сокращение. К тому времени у нас в семье подрастали две дочери – Ульяна и Варвара. Судьба сделала крутой поворот. Мы собрали вещи и переехали в Люберцы, где проживали мой родной брат и двоюродная сестра. Они давно нас звали. Мы с Алексеем сняли квартиру в Томилине.
— И тут в Вашей жизни появилась гимназия № 18?
— Вы удивитесь, как все вышло. Немного разобравшись на новом жилье с вещами, я отправилась знакомиться с поселком – где какие магазины, где рынок, где Дом культуры и так далее. Ноги будто сами привели меня к дверям гимназии. Зашла и наугад спросила, нет ли вакансии учителя начальных классов.
— Неужели была свободная вакансия?
— Директор гимназии Анна Николаевна Третьякова улыбнулась и сказала: «Мы вас давно ждем!» Оказывается, они долгое время искали учителя начальных классов. И меня в этот же день оформили на работу. А было это 31 августа.
— И 1 сентября вы уже приняли свой первый в жизни класс?
— Да, я познакомилась с ребятами и их родителями на торжественной линейке.
— Действительно, невероятное совпадение. Словно Ангел-хранитель позаботился, чтобы все у Вас сложилось.
— Да. И у меня в самом деле все отлично сложилось. Я попала в замечательный дружный коллектив, где ко мне по-доброму отнеслись, всячески помогали на первых порах, пока я не освоилась на новом месте. Особенно хочу отметить учителей начальных классов Галину Викторовну Кондрашину (завуча) и Лидию Витальевну Заику. Это мои мудрые и понимающие наставники. Даже спустя почти 7 лет, как преподаю в гимназии, ощущаю их поддержку.
— Легко ли вам удалось наладить контакт с классом, родителями?
— Вы знаете, легко. Помню, когда шла на первый урок, очень волновалась. На меня смотрели 28 пар ребячьих глаз, в которых была целая гамма чувств: и ожидание чего-то необычного, и немного страха (а вдруг окажусь слишком уж строгой), и живой интерес, и веселые смешинки – да много чего. И мое волнение как-то улеглось. Я справилась с собой. Отношения с моими учениками сложились хорошие.
— Это ведь правда здорово – когда хочется идти на работу, придумывать что-то новое, пробовать себя в других начинаниях?
— Да. Мне было интересно общаться с моими первоклашками. Я давала им знания, но и сама чему-то училась у них. Непосредственности, любознательности, открытому, ничем еще не замутненному, доверчивому отношению к окружающему миру, какое бывает только в детстве.
— А ваши наставники, директор замечали Ваши старания?
— Наверное. Иначе бы директор не предложила мне должность завуча по методической работе. Теперь я совмещаю ее с преподаванием в начальных классах.
— Сложно?
— Да, непросто. Много писанины. Наверное, от этого никуда не деться, надо принимать как данность.
— А муж не ропщет, что вы просиживаете вечера над тетрадками и написанием отчетов?
— А что же ему роптать, если он тоже вместе со мной, в гимназии № 18, трудится учителем начальных классов?
— Вот это да! Он же, помнится, говорил, что педагогика – не его призвание. Или я ошибаюсь?
— Он еще говорил: «Никогда я не стану педагогом!» Но никогда не говори никогда. Жизнь так повернулась, что вышло: педагогика – как раз то, что ему нужно. Ученики его любят, бегают за ним по пятам. И над тетрадками мы дома сидим вместе – каждый ведет свой класс.
— Значит, у Вас уже сложилась учительская династия? Теперь дочери должны ее продолжить?
— Поживем – увидим. Мы ничего против не имеем..
— А муж не ревновал Вас к успеху, к награде губернатора?
— Что вы! Алексей очень помог мне в подготовке к конкурсу и вместе с дочками ликовал, когда мне вручили диплом.
— Помните Ваши впечатления от посещения Дома правительства, выходу на сцену, получения награды?
— Разве такое забывается? Для меня вообще моя победа в конкурсе стала большим сюрпризом. Когда позвонили и сообщили эту радостную весть, я вначале даже не поверила. И в Доме правительства все прошло очень торжественно, на одном дыхании.
— Награда станет для Вас импульсом к новым достижениям?
— Надеюсь.