В пресс-центрах тоже говорят о выборах. 6 сентября в ТАСС федеральные координаторы Ассоциации наблюдателей «Национальный общественный мониторинг» (НОМ) Елена Бабченкова и Роман Коломойцев рассказывали журналистам о количестве обращений по поводу нарушений в Московской области. В тот же день в РИАМО министр правительства МО по социальным коммуникациям Ирина Плещева, заместитель председателя Общественной палаты Подмосковья Татьяна Дмитриева и уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семенова отвечали на вопросы об организации общественного наблюдения в день выборов губернатора Московской области и защите избирательных прав жителей Подмосковья. В пресс-конференции в РИАМО должна была принять участие председатель ИКМО Эльмира Хаймурзина, но этого не случилось.
Сначала ТАСС.
Как выяснилось, Московская область не входит в тройку лидеров по предвыборным нарушениям. Лидеры – это Москва, Ивановская и Самарская области. Но есть нарушения и в Подмосковье. НОМ получил 16 сообщений о возможных нарушениях в Московской области – это на утро 6 сентября.
— Больше всего сообщений – о нарушениях в проведении предвыборной агитации и использовании административного ресурса, — сказала Елена Бабченкова. — В связи с этим хотелось бы сказать, что необходимо разграничивать агитацию и информирование. Любая информация в СМИ о кандидате и его деятельности является агитацией. Возможно, стоит на законодательном уровне чуть лучше разграничить агитацию и информирование, потому что сейчас грань между ними очень тонкая. Есть сообщения об использовании административного ресурса в
А что же делать, если начальство принуждает своих работников идти и голосовать, угрожая в противном случае увольнением?
— Мы надеемся, что виновные будут наказаны по всей строгости закона, — считает Елена Бабченкова. – Потому что мы знаем, что за принуждение к голосованию может грозить уголовная ответственность. Мы призываем агитировать другими способами. Свобода волеизъявления – один из основополагающих принципов выборов. Убеждайте, рассказывайте о последствиях. Но ни в коем случае не принуждайте.
А вот доверенным лицом кандидата в губернаторы от КПРФ является депутат Госдумы. Нарушение это или нет? Вопрос спорный. «Национальный общественный мониторинг» пообещал разобраться в этом вопросе и подать жалобы в ИКМО и ЦИК.
Теперь РИАМО.
Незаконная агитация, использование админресурса… А знают ли о предвыборных нарушениях в Подмосковье в Совете по правам человека и Общественной палате Московской области?
— Вся агитация до дня тишины – она вполне себе даже законная, — считает уполномоченный по правам человека в Московской области Екатерина Семенова. – До меня такие обращения и жалобы не доходили. А что касается пристального внимания к Московской области оппозиционных сил, то… Я очень благодарна тем коллегам, которые профессионально занимаются избирательной системой, пристально следят за ней в Московской области. Они мотивируют нас заниматься новыми технологиями для того, чтобы выборная система Подмосковья стала еще более прозрачной, чем на сегодняшний день. Хотя она превосходит многие регионы по качеству организации. Если кто-то считает, что их права нарушены, то милости просим ко мне, будем разбирать этот вопрос. Но до сегодняшнего дня открытых жалоб нет ни от кандидатов, ни от людей, права которых могли быть нарушены до дня голосования.
— Мы живем в Московской области и по касательной слышим о нарушениях, — отвечает заместитель председателя Общественной палаты Подмосковья, руководитель рабочей группы по мониторингу за проведением выборных кампаний и защите избирательных прав граждан Татьяна Дмитриева. – Например, о скандале в Лобне, когда уже сама Памфилова обратилась к Андрею Юрьевичу, и Андрей Юрьевич сказал, что разберется. Это известная история, она была в прессе. Но когда мы работаем в составе мониторинговой группы, отслеживаем нарушения, то есть такая история, что на пять сигналов SOS три, как правило, оказываются волной, которая гонится непонятно зачем. Я считаю, что в единый день голосования есть закон, который необходимо соблюдать. И соответственно, если где-то и происходят какие-то нарушения, это нужно фиксировать, публичить и с этим работать. Конкретные нарушения, о которых сегодня говорилось в ТАСС, это вопросы к избирательной комиссии, потому что все нарушения направляются туда. Я поддержу Общественную палату в том, что конкретно от граждан нам жалоб на нарушения не было.
И еще один вопрос прозвучал на пресс-конференции в РИАМО. Кто является заказчиком нашумевшего агитационного ролика «
— Я не видела ни этого ролика, ни заказчика, извините, — ответила министр по социальным коммуникациям Ирина Плещева. – Не знаю, как вам прокомментировать. Я даже не знаю, кто такой Остапенко. А у нас разве есть кандидат Остапенко?
— Знакомая фамилия… — улыбнулась Татьяна Дмитриева, — вот думаю: только бы не из Общественной палаты.