Кадр из фильма «Петр Первый». 1937 г.
Алексей отрицает все обвинения, сваливая вину на своих приближенных, обрекая на пытки и казнь тем самым десяток человек.
А вот допрошенная по его делу любимая неожиданно подтверждает все: да — готовил вооруженный переворот, да — хотел свержения отца, да — хотел бежать к Папе римскому, а она удержала.
И это при том, что Ефросинью просто спрашивали: пытки к ней не применялось. На очной ставке с Алексеем женщина свои показания подтвердила, что привело наследника к полному душевному краху.
Судьба «агента»
Историки по поводу роли Ефросиньи спорят до сих пор. Одни говорят, что она была агентом Меншикова, приставленным к царевичу ради того, чтобы и провернуть эту провокацию.
Другие говорят, что девицу подкупили уже после возвращения в Россию.
Третьи утверждают, что ее подкупили в Италии, обещая щедрую награду и богатое приданое, если она поможет вернуть Алексея в Россию.
Тем не менее на суде по делу царевича она была полностью оправдана! А в тот суровый век, когда даже симпатия к опальной особе могла стоить жизни, это прямое доказательство, что ее словами по делу возлюбленного царь Петр был вполне доволен.
О ее дальнейшей судьбе версии разнятся.
Говорили, что после суда над царевичем Ефросинья вышла замуж за офицера Петербургского гарнизона;
Есть мнение, что Петр I приказал постричь ее в монахини,но это противоречит документам. Существует письменное распоряжение Петра I:
«Девке Офросинье на приданое выдать своего государева жалованья в приказ три тысячи рублев из взятых денег блаженные памяти царевича Алексея Петровича».