.
Рукопись стихотворения «Везувий зев открыл…» с воспроизведением фрагмента картины Брюллова «Последний день Помпеи» рукою Пушкина.
Познакомившись с Брюлловым лично, Пушкин загорелся идеей заполучить портрет его кисти — не свой, а любимой жены Натальи.
Вот что Пушкин писал Наталье Николаевне из Москвы в Петербург в мае 1836 года:
«Я успел уже посетить Брюллова. Он очень мне понравился. У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им писанного? Невозможно, чтоб он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя…»ю
Когда Брюллов перебрался из Москвы в Петербург, общение поэта и художника продолжилось. Широко известен визит Брюллова домой к Пушкину: поэт, будто хвастаясь своим семейным счастьем, поочередно выносил и показывал живописцу своих полусонных детей. На Брюллова это не произвело впечатления, более того, он достаточно резко спросил Пушкина, зачем тот вообще женился. (Сам Брюллов в эту пору ещё убеждённый холостяк — но через два года он женится, причем настолько неудачно, что развод последует через месяц с небольшим.)
Карл Брюллов знал цену своему таланту и был чрезвычайно капризным художником. Он не раз отказывался писать портреты людей, чьи лица считал неинтересными, скучными или некрасивыми. Он даже портрет императора Николая I не написал!
Та же история вышла и Натальей Николаевной Гончаровой.
Брюллов не посчитал жену Пушкина красавицей: ему не понравились её глаза — они были близко посажены, да ещё и косоглазие имело место (косоглазие Натальи Николаевны — известный факт, сам Пушкин называл её «косоглазой мадонной»).
Племянник Карла Брюллова Пётр Соколов (тоже художник) объяснял, почему Брюллов не стал писать портрет жены Пушкина, не стесняясь в выражениях:
«Все вокруг говорят: Карл Брюллов — гений! Гений! А я вот что скажу: в страшном сне не привидится жить рядом с гением, или, не дай Господи, состоять в его близких родственниках.
Доказать? Пожалуйста: великий стихотворец Пушкин сколько раз просил его написать портрет Натальи Николаевны? Мой дядюшка Александр ее писал — дивно хороша. А Карл что же?.. Услышав, что у поэта жена — эдакий розанчик, с ним на дачу поехать изволил, глянул наметанным глазом и заартачился писать, ссылаясь на то, будто бы она косая!
Именно так хамски и выразился! Не верите мне, спросите дружка его Тараса Григорьевича Шевченко, он сам об этом неоднократно упоминал и будто бы даже опубликовал где-то, шельма».
А самого Пушкина Брюллов написать хотел. Просто не успел. Говорят, дуэль состоялась буквально за день до намеченного сеанса в мастерской художника.