ИнфоЛюберцы – 17 июн. История балерины Матильды Кшесинской окутана множеством тайн, сообщает городской сайт ИнфоЛюберцы со ссылкой на zen.yandex.
Жизнь легендарной балерины Матильды Кшесинской, по слухам, любовницы Ниаколая II, таит в себе немало секретов. Ее биография достаточно скудно представлена в официальных источниках, и достоверно судить о ее судьбе можно только на основе воспоминаний, которые она опубликовала на заре своей жизни.
Популярность Матильды можно назвать скорее скандальной, нежели заслуженной – она стала известной, прежде всего, благодаря своим романам с членами царской семьи, нежели исполнением балетных партий, хотя талантом ее безусловно, природа наградила.
Как же сложилась судьба Матильды Кшесинской?
Артистическое будущее Матильды было предрешено с самого рождения: она родилась в семье балетмейстера и танцовщика Феликса Кшесинского и балерины Юлии Доминской.
Семья был многодетной: у Юлии был уже второй брак, первый муж ее умер, оставив вдовой с пятью детьми на руках. В браке с Кшесинским Юлия родила еще четырех детей, младшей из которых и была Маля (так ее ласково называли родные).
Гордостью семьи Кшесинских была легенда о том, что их предком был богатый польский граф Красинский, но, к сожалению, от всего его состояния у них осталось только фамильное кольцо.
Достоверных доказательств дворянского происхождения Кшесинской не сохранилось, поэтому многие историки склоняются к тому, что это была лишь красивая фантазия, которая придавала Матильде выгодный образ аристократки.
С самого детства Матильда не видела своей жизни без балета, а потому не удивительно, что уже в 12 лет она поступила в Императорское театральное училище – одно из самых престижных учебных заведений, выпускники которого выступали на сценах столичных театров.
По своим физическим данным Матильда была далека от наших современных представлений о балеринах: при небольшом росте (всего 150 см) она была плотного телосложения, с короткими, достаточно полными ногами.
Такие физические данные позволяли ей выполнять сложнейшие трюки, на которые не каждая балерина отважилась бы. Чего стоят ее знаменитые 32 фуэте, которые она первой среди русских балерин исполнила на сцене, до этого пальму первенства держали только итальянские танцовщицы.
Юная Маля рано осознала, что вызывает интерес у мужчин – и скорее не внешность была тому заслугой (она была достаточно заурядной), а искрящаяся энергия, которая била из нее ключом. Она очаровывала окружающих жизнелюбием, открытостью, заливистым смехом и, разумеется, волшебством танца.
О романе Матильды с наследником престола Николаем известно немного, да и был ли это роман в полном его смысле – вряд ли кто-то возьмется сейчас утверждать. Точно известно, что познакомилась Матильда с Николаем в 1890 году, на торжественном ужине, который был организован в балетном училище по окончании выпускного спектакля.
На спектакле присутствовала императорская семья. Матильду представили императору Александру III, который дал ей напутственные слова: «Будьте славой и украшением нашего русского балета!».
Судя по мемуарам Матильды, юный наследник сразу ей понравился, он же вел себя сдержанно и не проявлял внимания открыто. Матильда старалась как можно чаще попадаться на глаза Николаю: она была буквально везде, где он появлялся на публике.
Известно, что в 1892 году наследник купил и подарил Матильде роскошный дом на Английском проспекте, но уже через год отношения стали сходить на нет.
После объявления о помолвке Николая с принцессой Гессен-Дармштадской он окончательно порвал с Матильдой, чем заставил ее страдать, судя по записям в дневнике.
Вскоре Матильду начал опекать другой представитель дома Романовых – великий князь Сергей Михайлович (внук императора Николая I), а уже в 1900 году у нее закрутился новый роман – с великим князем Владимиром Александровичем (внуком императора Александра II).
Но настоящую любовь она обрела в итоге с третьим представителем дома Романовых – сыном князя Владимира, великим князем Андреем Владимировичем. От него она родила в 1901 году сына, которого назвали в честь деда – Владимиром.
Родители запрещали князю Андрею жениться на Матильде, но все же ему удалось добиться Высочайшего императорского указа, которым ребенку присваивалось потомственное дворянство и фамилия Красинский (дворянских предков Матильды).
Вплоть до 1909 года Матильда была главной примой Императорского театра, но положение ее сильно пошатнулось, когда скончался великий князь Владимир Александрович – у нее не стало серьезного покровителя, и постепенно ее выступления в театре свели лишь до эпизодических ролей.
В итоге Матильда покинула театр и несколько лет выступала в гастрольных турах по европейским театрам.
В 1917 году она окончательно покинула Петербург, который охватило пламя революции. Новая власть конфисковала особняк Кшесинской и все ее имущество. С сыном она бежала в Кисловодск, где воссоединилась с князем Андреем.
Вместе они переехали за границу. В 1921 году в Каннах состоялось венчание Матильды Кшесинской и Андрея Романова – так волею судьбы Матильда стала официально принадлежать к царской семье.
Остаток своих дней Кшесинская провела в Париже – там она открыла свою балетную школу, которая получила большую известность в Европе, там же она похоронила своего мужа в 1956 году.
В дневнике она записала, что смерть мужа стала для нее огромной утратой – с нею закончилась ее жизненная сказка. Никаких упоминаний об императоре Николае, гибели его семьи в мемуарах Матильды не было.
Матильда прожила долгую жизнь – она умерла в 1971 году, всего за несколько месяцев до своего столетнего юбилея.
В Большом театре сейчас выступает внучатая племянница Матильды Кшесинской – Элеонора Севернард, которая продолжила великую балетную династию.