Читаете отзывы пользователей в интернет-магазинах? А ведь те нередко бывают заказными. Можно ли отличить мнения реальных людей от скрытой рекламы?
Но для начала приведем немного статистики. Согласно международному порталу электронного маркетинга Econsultancy.com:
- 61% покупателей читает отзывы перед покупкой,
- отзывы вызывают в 12 раз больше доверия, чем простые описания,
- и обеспечивают 18% рост объёма продаж.
При такой статистике маркетологи не могли пройти мимо мнения потребителей, начав выдавать за него собственное. Ради любопытства можете зайти на любую из популярных бирж копирайтинга. Цены за 500 символов отзыва (объём этого абзаца) там могут варьироваться от сущих копеек (10 руб.) до вполне приличных 600 и более руб. Со стоимостью изменяются качество и убедительность вымышленного комментария, делая его как две капли воды похожим на мнение реального клиента.
В качестве примера проверим обзоры, размещённые на
Рассмотрим особенности этих текстов, позволяющие или нет распознать ложь в рекламе и отзывах.
Сайты для публикации отзывов
Главное – не вводите этот заголовок в Яндекс, если вы не владелец интернет-магазина. Вы разочаруетесь.
Реальные отзывы покупателей можно обнаружить на разных ресурсах. Казалось бы, меньше доверия заслуживают мнения на страницах интернет-магазинов, ведь те заинтересованы в положительном облике. И больше – на Яндекс.Маркете с системой алгоритмической проверки и модерации или специальных порталах вроде
Но вот нюанс: если на Маркете и собственном сайте (особенно крупном и известном) приходится следить за репутацией, то разнообразные большие и мелкие площадки с потребительскими мнениями представляются удобным местом, где можно опубликовать проплаченные отзывы. Хотя бы ввиду их количества и отсутствия столь же мощной, как у детища Яндекса, системы модерации.
Грамотность
Как показывает опыт, даже позиционирующие себя профессиональными журналистами авторы могут регулярно грешить «ошипками», в основном пунктуационными. В текстах рядовых потребителей недочёты чаще и разнообразней. Логично, что с высокой вероятностью написанный преподавателем русского языка отзыв будет заклеймён как фейк, а далёкий от идеала вызовет доверие.
Однако техническое задание для копирайтера, пишущего фальшивый отзыв, обычно включает и требование к ошибкам. Кстати!! Эмоциональность текста – тоже фишка, легко копируемая отзывщиками =). Как и разговорные словечки или смайлики.
Маркером служат скачки грамотности в разных частях отзыва и нарочитые ошибки, прямо как в нашем первом отзыве. Написать «менус» вместо «минуса» проблематично, не находите? Да и запятые тут местами расставлены как нужно, а местами, похоже, удалены.
Позитив или негатив?
Что способно побудить вас к созданию отзыва? Вероятно, тут понадобится либо сильный восторг, либо разочарование. Пусть даже незначительное. Ну, не три
По этой причине многих негативные отзывы убеждают больше. И не в отвратительности сервиса и товара. А в том, что сайт публикует отзывы реальных людей, так что и положительные заметки правдивы: любой пиар хорош, кроме некролога. Поэтому остерегаться нужно не всех позитивных оценок, но лишь явно истекающих приторностью, как блинчики – повидом.
Очень плохие отзывы могут свалиться на товар и с подачи конкурентов. Так что стоит искать оценки, говорящие сразу как об обнаруженных минусах, так и о плюсах, но и это не панацея.
Конкретика и длина текста
Если вы взялись за создание отзыва, вам точно есть, что сказать. Ограничиваться общими впечатлениями и одним предложением вы не станете, вместо этого сообщая об открывшихся в ходе эксплуатации особенностях: неудобстве стильно расположенной молнии или лично упакованном в термосумку содержимом целого киоска с мороженым.
Копирайтеры тоже не поскупятся на слова: им платят за количество символов. Однако они описываемый товар, скорее всего, и вживую не видели, не то что не держали в руках. Поддельные отзывы зачастую характеризуют продукцию в общих словах или предлагают повосхищаться её параметрами, дублируя список ТТХ.
Те, кто не считает краткость сестрой таланта, оставляют развёрнутые вызывающие доверие обзоры на одном из сайтов-отзывников. Впрочем, миниатюрные комментарии в интернет-магазинах не стоит отвергать как заведомо ложные: проверьте, не предлагает ли сайт дать отзыв за бонус вроде бесплатной доставки, получить который хочется даже немногословным.
Схожие подделки
Встречающиеся в нескольких комментариях общие черты выдают некачественный подлог. Пять мнений в одну дату, а затем тишина? Примерно равный объём отзывов? Поток позитива после единственного гневного мнения, призванный исправить статистику? Более очевидный прокол есть во втором примере: упоминание о всемерной пользе сумки «зимой и летом», прямо как в
Рекламные штампы и обороты
Кстати о них. Избитые конструкции способны насторожить, но не столь сильно, как броский и ладный заголовок «холодильник на плече», за версту отдающий журналистикой. Ещё один повод задуматься – нарочито правильное и полное название продукта, особенно в небольшом обзоре.
Ключи
Или ключевые слова, необходимые для SEO и повышения позиции сайта в выдаче поисковика. Так вот, если я сейчас напишу «интернет магазин +отзывы», то использую ключ. Видите, зачастую они немного корявые из-за упрощённости поисковых запросов и выглядят в тексте неестественно. Бывает и иначе: другой ключ есть в первом же предложении этой статьи. Так вот, в реальных отзывах покупателей заметным глазу ключам взяться неоткуда.
Фотографии
Часто в больших количествах фотографии сопровождают обзоры на сайтах-отзывниках. Подозрительным порой кажется качество, но хорошие фото могут быть взяты со стороннего ресурса или сделаны на камеру обычного смартфона.
Ссылки
А вот это вкрапление в тексте уже интереснее и с большой вероятностью выдаёт заказной отзыв, продуманный пиарщиками.
Дата публикации
Свежие отзывы говорят о собственной актуальности, не так ли? Только если их не разместили следующим числом, дабы опубликовать несколько комментариев в один день, не вызывая подозрений.
Данные автора
Наконец, об использовании для скрытой рекламы буквально кричат фейковые страницы – созданные недавно аккаунты со скудной информацией пользователя, отсутствием уникального контента, множеством подписок при скромном числе подписчиков. На Яндекс.Маркете можно увидеть все отзывы пользователя: редкие положительные комментарии об одной компании на фоне множества негативных об остальных выдадут рекламщика с головой. И уж, конечно, буквы pr в имени пользователя из примера, не стоит считать инициалами Петра Романовича.
Однако всё это касается нанятых за низкую плату дилетантов. При желании можно проделать кропотливую многолетнюю работу по прокачке аккаунта и обеспечению нужного доверия к нему. Профессиональный отзыв будет выполнен с детально оцененной позиции клиента и не вызовет тревоги даже у другого копирайтера или маркетолога.
Так что всегда стоит следовать ряду нехитрых правил, способных свести влияние поддельных мнений к минимуму:
- изучать по нескольку отзывов на разных сайтах;
- критически относиться к любой информации о товаре;
- реагировать на малейшую настороженность при чтении;
- искать не только причины сомнений в правдивости отзыва, но и причины доверять ему.
Будьте аккуратны при выборе и не перекладывайте ответственность за него на голову неизвестного обзорщика. Удачных покупок!