Почти половина (48%) опрошенных пассажиров поезда «Ласточка» междугородного сообщения считает, что на их транспортном направлении недостаточно скоростных поездов. А большинство (74%) опрошенных пассажиров ж/д транспорта на направлениях, где на сегодня нет скоростных поездов, считают важным их появление.
Результаты опроса ВЦИОМ были озвучены на круглом столе издательского дома «Гудок», который состоялся 24 января 2018 года в Москве.
В рамках мероприятия эксперты обсудили программу «Дневной экспресс» — преимущества для пассажиров, перспективы развития маршрутной сети, скорость и комфортность железнодорожного транспорта, внедрение цифровых технологий в пассажирские перевозки для улучшения сервиса — в том числе внедрение проекта «Инновационная мобильность» и «Удаленный сервис». Также участникам круглого стола были представлены результаты исследования, проведенного ВЦИОМ в партнерстве с компанией «Сименс», которые позволяют выявить структуру приоритетов пассажиров и дать оценку социальному запросу на дальнейшее внедрение проекта «Ласточка» в России. Согласно опросу, 47% респондентов, в чьих регионах еще не курсирует высокоскоростной транспорт, заявили о готовности доплачивать за проезд на более быстром поезде повышенной комфортности. Это подтверждают и другие результаты исследования: комфорт совершения поездки 45% респондентов назвали основным конкурентным преимуществом «Ласточки» в сравнении с другими поездами.
Кроме того, участники круглого стола отметили выраженный запрос и на дальнейшее развитие скоростного сообщения в регионах: около половины пассажиров «Ласточек» (48%) считают, что на их направлении недостаточно скоростных поездов, а 74% опрошенных пассажиров междугороднего транспорта в регионах, где нет скоростного сообщения, считают важным его появление. Примечательно, что и среди тех, кто сегодня не пользуется железнодорожным транспортом, более половины (55%) выразили запрос на его внедрение на своих направлениях. Это позволяет говорить о том, что с появлением скоростных поездов возможен рост числа пассажиров железнодорожного транспорта за счет категорий, которые прежде не учитывались.
Результаты опроса показали также, что «Ласточка» – очень известный и узнаваемый поезд даже на направлениях, где на данный момент проект не запущен: (57% опрошенных прежде слышали об этом скоростном поезде). Это подтверждает и опрос пассажиров МЦК: 67% знают, что «Ласточки» производятся в России.
Эксперты отметили, что дальнейшее развитие проекта «Ласточка» связано с качественным техническим обслуживанием поездов. Сейчас составы проходят плановый сервис раз в 45 дней на площадках в Москве, Санкт-Петербурге, Адлере и Екатеринбурге. «В техническом обслуживании поездов мы используем современные цифровые технологии. К примеру, на базе депо «Подмосковная» работает Центр анализа данных (ЦАД), где собирается информация в онлайн режиме о текущем состоянии поездов. Благодаря этому обеспечивается минимальное нахождение поезда в депо, а в будущем это позволит перейти к «сервису по состоянию». Речь идет о дигитализации железнодорожного транспорта. В рамках концепции «интернет вещей» в скором времени поезда могут «общаться» между собой и обмениваться данными», — добавил Йорг Либшер, директор департамента «Мобильность» «Сименс» в России.
Кроме этого, участники круглого стола обсудили интеграцию железнодорожного пригородного и межрегионального скоростного сообщения в транспортную сеть крупных городов. Кроме того, участники оценили темпы обновления подвижного состава и обсудили создание доступной среды для людей с ограниченными возможностями — в частности, инфраструктуру железнодорожных вокзалов, сервис для посетителей вокзальных комплексов, новые услуги для пассажиров и современные залы ожидания.
«Ласточка» (Desiro RUS) – скоростной поезд, разработанный «Сименс»; предназначен для пригородных и междугородних перевозок, может развивать скорость до 160 км/ч. Вагон поезда вмещает до 1030 пассажиров. В 2011 году подписан контракт на производство 1200 вагонов. С 2013 года поезда производятся на совместном предприятии «Уральские локомотивы» под Екатеринбургом, и в 2017 году уровень локализации производства электропоезда «Ласточка» составил 81,7%. Ранее для нужд «РЖД» «Сименс» поставил 54 «Ласточки», которые были собраны в Крефельде (Германия). Первый заказ на 38 поездов был заключен в 2009 году. Контракт на вторую партию из 16 поездов был подписан в 2010 года. Пассажирская эксплуатация «Ласточек» началась в 2013 году в Сочи. На данный момент по МЦК курсируют 33 электропоезда.