С начала этого года в Московской области по фактам сбыта фальшивых денежных знаков возбуждено 917 уголовных дел, раскрыто 104 преступления, 57 из которых совершено в составе организованных групп. О незаконном обороте фальшивых денежных средств в Подмосковье шла речь на пресс-конференции врио начальника УЭБиПК ГУ МВД России по Московской области полковника полиции Александра Бутковского и замначальника 1 отдела ОРЧ ЭБиПК №3 подполковника полиции Андрея Соболева.
К сведению. В последнее время наблюдается изменение номинала сбываемых фальшивых денег: растет сбыт поддельных пятитысячных купюр, а количество купюр достоинством 500 рублей и 1000 рублей снижается.
Самый распространенный инструмент изготовления фальшивых денег – струйный принтер. С его помощью изготовляется 85% подделок. Также применяется цветное ксерокопирование. Если раньше среди фальшивомонетчиков преобладали специалисты в области полиграфии, то сегодня подделкой занимаются лица, не обладающие специальными знаниями. Сегодня этим людям хватает общих понятий о компьютерной технике, почти все сегодняшние фальшивомонетчики не имеют никакого образования, кроме среднего. Средний возраст подмосковного сбытчика фальшивых денег 25-30 лет. По России гораздо шире – попадаются и дети, и пенсионеры. Преступники используют те слои населения, которые находятся в сложных финансовых условиях, а также приезжих из ближнего зарубежья.
Преступные группы, занимающиеся сбытом фальшивых денег, хорошо отструктурированы, используют методы конспирации. Они действуют через криминальных элементов, которые, являясь более низким звеном, идут в магазины, где эти купюры реализуют. Анализ подобных преступлений, совершенных в Московской области, показывает, что наиболее популярными объектами их посягательств являются объекты торговли и услуг – простые магазины, парикмахерские, коммерческие клиники. Для сбытчика главное – это размен крупных поддельных купюр на настоящие, но более мелкие.
— Имеется ли информация о том, сколько на сегодняшний день вращается в Московской области фальшивых денег?
— Этого никто не может посчитать, — ответил подполковник Соболев. — Есть какие-то экспертные оценки, но мы можем говорить лишь о том, что в год в Подмосковье изымается приблизительно две тысячи купюр того или иного номинала. В Москве гораздо больше. Их привозят большими партиями из других субъектов, вот недавно из Самары привезли полтора миллиона рублей. А оценить, сколько в настоящее время находится на территории Московской области фальшивых денежных средств, не представляется возможным.
— Влияет ли инфляция на деятельность сбытчиков и фальшивомонетчиков? Можно ли сказать, что чем выше инфляция, тем больше в обороте фальшивых денег?
— Московский регион выделяется на фоне других субъектов Российской Федерации по количеству сбываемых здесь купюр, — ответил полковник Бутковский. — Здесь большое количество торговых центров и очень большой оборот наличных денежных средств. А инфляция… Сказать, что инфляция напрямую влияет на увеличение незаконного оборота фальшивых денег – я бы так говорить не стал. Но все эти моменты в совокупности – они, конечно, влияют на деятельность групп, которые занимаются сбытом поддельных денежных знаков. Напрямую инфляция, конечно, не влияет, но сбытчикам так легче затеряться.
Изготовление в целях сбыта, равно перевозка и сбыт поддельных денежных средств относится к тяжким преступлениям и наказывается лишением свободы на срок до 8 лет. При сбыте в крупных размерах (свыше 2 млн. 250 тыс. руб.) – до 12 лет, в составе организованной группы – до 15 лет.
Любнарком, 29 ноября