— А самим родителям нужна помощь?
— Очень часто. Заточенные на добычу хлеба насущного, они порой забывают о том, что их сын или дочь помимо еды и одежды нуждаются во внимании. Помощь нередко нужна и школьным учителям. И задача психолога – возвращать людей к реалиям жизни, помогать найти верные ориентиры.
— Семейные пары с чем к вам приходят?
-Интересно, но чаще всего они приходят, когда в ЗАГСе уже лежит заявление о разводе. Хотят, видимо, предпринять последнюю попытку сохранить семью, когда ее уже практически нет. Начинаю разговаривать, задавать вопросы, предлагаю проанализировать создавшуюся ситуацию. Пытаюсь выяснить, в чем каждый из супругов видит причину краха семейных отношений.
— И что, помогает?
— Да, у меня немало случаев, когда после таких бесед люди забирали заявление и начинали работать над своими отношениями.
— Наверное, часто причиной развода является ревность одного из супругов? В таких случаях можно психологически помочь?
— Если равность носит именно психологический характер — помочь можно. Но для этого обоим супругам нужно потрудиться. Ничего не бывает по мановению некоей волшебной палочки. Нужна ежедневная работа над собой, если оба хотят сохранить семью. Но если ревность носит паталогический характер, особенно на фоне алкоголизма, тут уже требуется вмешательство психиатра.
— Нередко люди официально разведены, они уже, по сути, чужие люди, но бывший муж или жена продолжают ревновать. Дело доходит до криминала.
— Это бывает в тех случаях, когда обычно муж воспринимает жену не как равноценного партнера, а как вещь, игрушку. Вот игрушка уплыла из рук, и человек вне себя, готов на любые безумства, чтобы ее вернуть. Встречаются так называемые «эмоционально незавершенные разводы», когда люди уж 20 лет как расстались, а продолжают следить за жизнью друг друга, подолгу зависают на страничках друг друга в соцсетях. И оба несчастны, нуждаются в помощи психолога.
— Но ведь бывает, что развод неизбежен, оба супруга с этим согласны.
— Да, им кажется, что после развода начнется новая жизнь, где все будет по-другому – лучше, надежнее. Но поскольку сам человек не хочет меняться, то в следующем союзе рано или поздно в полный рост встанут старые проблемы. Нужно понимать: идеальных браков, как и идеальных людей не существует. В каждой семье свои «тараканы», говоря народным языком. Просто брак – это ежедневный труд, как ни странно это звучит. Важно научиться слышать и понимать друг друга, быть готовым на компромиссы.
— В обществе появилось такое понятие – «пробный брак». Что это значит?
— Особенно это характерно для мужчин до 25 лет. Они вступают в брак, воспринимая это как что-то вроде прогулки в театр или кино. Набираются опыта, порой набивают шишки, а потом уходят из семьи, чтобы уж в следующий раз создать прочную семью. И тут, конечно, задача женщины вовремя разглядеть такого «мотылька».
— Нередко можно услышать от молодых супругов: «Мы не хотим заводить детей. Жизнь коротка, надо пожить для себя». Как вы относитесь к этому социальному явлению?
— Можно по-разному к этому относиться. Самое главное – детей надо ХОТЕТЬ. Если этого нет, а ребенка рожают, потому что возраст подошел, потому что знакомые косо смотрят и т.д – то в таких семьях просто вырастают несчастные дети, лишенные ласки и любви. Они могут быть одеты, обуты, накормлены, и все равно ощущать себя обделенными, недолюбленными.
— Интересная у вас работа, Алексей. А есть какие-нибудь необычные случаи из практики?
— Знаете, каждый человек – неповторим. И случаи все сугубо индивидуальные. Даже близнецы, у которых, кажется, все одинаково, могут сильно отличаться друг от друга внутренне.
— А бывает, что к вам на прием приходят психически больные люди?
— Случается. Многие из них подозревают, что душевно не здоровы, но сознательно идут к психологу, а не к психиатру.
— Почему?
— Корни этого явления нужно искать в советской эпохе. Попасть в то время в психиатрическую клинику — значило стать в обществе изгоем. И никто не разбирался, с каким диагнозом ты туда попал – с обычным неврозом или запущенной шизофренией. Сейчас многое изменилось, но отголоски прошлого в сознании людей сохранились.
— И как вы поступаете?
— Как обычно — беседую, привожу доводы. Если вижу, что человек действительно нуждается в психиатрической помощи, разъясняю: нужно вовремя и регулярно принимать выписанные врачом препараты и тогда всё будет хорошо. Сегодня психология и психиатрия сделали огромный рывок вперёд.
— Обращаются ли к вам пожилые люди, обеспокоенные ухудшением памяти?
— Конечно. Я им рассказываю, что у всех у нас в процессе старения ухудшается память. Не может она быть у, скажем, семидесятилетнего человека такой же, как была в 19 лет. Но современная медицина располагает значительным арсеналом лекарственных средств, которые могут помочь в ряде случаев.
— Многие люди воспринимают психолога, как учителя. Но это ведь не так?
— Да, некоторые воспринимают психолога, как некоего гуру, который все знает и все понимает. Но мы обычные люди, такие же, как все. И поход к психологу – не панацея. А вот что важно – это найти психолога «под себя», с которым чувствуешь себя комфортно, которому хочется доверить сокровенное. Квалифицированный психолог не даёт советов и не учит жизни. Просто с пациентом мы «раскладываем по полочкам» его жизненную ситуацию, рассматриваем варианты решения проблемы. И он сам постепенно находит выход и начинает действовать, обсуждая со мной промежуточные итоги.
— Алексей, а в вашем центре какие еще работают специалисты?
-Дефектологи, логопеды, детский психолог, семейный психолог. Все профессионалы, готовые помочь человеку найти пути решения его проблемы. Центр «Земля – Воздух» находится в Москве, но два раза в неделю я принимаю в Люберцах по адресу: ул. Коммунистическая, дом 4, строение 1. Записаться на прием можно по телефону: 8 926 342 1041
Наш сайт:
Мой электронный адрес:Kravchenko-aleksey@yandex.ru