— Действует ли в Московской области мусорная мафия?
— Мусорная мафия была в прошлом. В девяностые годы, я согласен, мафия была, контролировались мусорные потоки, ничего не платилось в бюджет. Может быть, многие из прошлого перешли в этот бизнес сегодня. Но сегодня мусорный бизнес прозрачен на 60-80%. Сегодняшнее законодательство способствует тому, что этот бизнес должен быть прозрачен на 100%. А также понятен и чист.
— 1 июня в Чеховском районе жители объявили голодовку, требование одно: закрыть кулаковскую свалку. Что в Мособлдуме думают об этом событии? Ведь просто так жители голодовки не объявляют. А житель у нас всегда прав, как говорит губернатор Воробьев. Но люди до сих пор голодают, а к ним не едут ни депутаты, ни представители профильного комитета. У нас вообще кого-нибудь волнуют проблемы жителей Подмосковья?
— Ну, что депутаты к голодающим в Чеховский район не выезжали, я бы так не сказал. По моему поручению депутаты туда выезжали. Две недели назад представители общественности Чехова были в Мособлдуме и обсуждали вопрос, связанный с этим. А то, что губернатор сказал, что житель всегда прав, так именно потому и принято решение, что в этом году Кулаковский полигон будет закрыт. А самое главное то, что будут выделены деньги на его рекультивацию. То, что там сегодня происходит – это не сиюминутное решение. Там незаконно полигон расширили и засыпали мусором три гектара лесного массива, то есть, земли лесного назначения. А земли лесного назначения – это прерогатива федерального законодательства. Соответственно, чтобы сделать проект на рекультивацию всего полигона, надо эту землю присоединить к полигону. Но уже появились спекуляции, что власти хотят полигон расширять. А мы хотим сделать проект, провести экологическую экспертизу и начать делать, как в Кучино. На проект рекультивации Кучинского полигона выделено 48 миллионов. Точно так же будет рекультивирован и Кулаковский полигон. Да, житель всегда прав. Соответственно, мы видим эту историю с голодовкой, видим проблему. Решение принято, об этом решении объявлено губернатором. И я об этом тоже заявляю вполне официально. Но согласитесь, что тут надо искать золотую середину. Нельзя спекулировать на этих проблемах. Эти проблемы копились годами, и сегодня, перекрыв все источники отрицательных эмоций, мы можем получить вдвое большую отрицательную эмоцию. Все-таки мусор куда-то везти надо. Москва – столица нашей родины и по законодательству не имеет права строить полигоны. Из Москвы ежегодно вывозится до шести миллионов кубов ТБО. Плюс наши три с половиной. Экономика растет, возможности людей что-то купить увеличиваются, растет желание больше потреблять. Мы же не можем сказать: Москва, не везите к нам свой мусор! Это же коллапс! Что с этим делать? И мы вместе с федеральным правительством говорим: надо строить современные мусороперерабатывающие заводы, современные заводы по обеззараживанию мусора. Некоторые называют их мусоросжигательными заводами. Эти заводы выделяют диоксина в сто раз меньше, чем при обычном сжигании мусора.
— Когда же появятся такие заводы в Подмосковье?
— С 2018 по 2022 год. Согласно принятым решениям. Но у нас еще куча закрытых полигонов, действующих с сороковых годов, скотомогильники и так далее. Проблемы серьезные. Поэтому и был объявлен год экологии, чтобы за этот год создать дорожную карту по реализации накопившихся проблем.
Любнарком, 18 июля